Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
IX век в истории Руси – это новый этап развития культуры. В этот период начинается собирание племен восточных славян в единую общность. При помощи войск формируется новое, сильное государство в Гардарике. Гардарикой в те времена называли Русь (скандинавское название).
Киевская Русь берет свое начало с конца IX века и завершается ее историческая эпоха княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054гг.).
В те времена княжеские племена восточных славян были в начальной стадии развития государства. Племена объединялись, группировались в союзы. Создавались формы раннефеодальной государственности. Одним из союзов был союз племен в центре с Киевом. Это союз и стал центром древнерусского государства. Еще в конце VII века была сформирована держава волынян, которая была союзником Византии.
Поскольку государственность развивалась, это требовало пересмотра религиозных воззрений Руси. Князь Владимир принимает решение изменения настоящих представлений язычества. Был предпринята попытка формирования единого пантеона богов. Но, к сожалению, попытки Владимира потерпели неудачу. В 988-989 гг. князь Владимир проводит вторую реформу в религиозной сфере. Он принимает христианство как основную религию. Православие было выбрано после долгих бесед с мусульманами, иудеями, католиками, православными.
Почему именно христианство? Наверное, потому, что христианство было образцом красоты в богослужении. Это поразило послов Руси. Но и не случайным был выбор Владимира. Русь располагалась между Западом и Востоком, она имела влияние культур этих двух сторон света. Христианство стало проникать в Русь еще задолго до ее официального подтверждения. Это, может быть, стало также фактором выбора Владимира. Русь имела тесные культурные, экономические, политические взаимоотношения с Византией. Русь воспринимала мир образами, символами. Русскому человеку присущ максимализм. Поэтому христианство так прижилось и нашло отклик в душах русского народа. В 988 году князь Владимир принял крещение, позже крестились его дружина и бояре, и потом народ Руси.
Естественно, как любой процесс, принятие христианства сталкивалось с протестом. Русский народ еще почитал своих языческих богов. Поэтому христианство распространялось достаточно медленно. В центре быстрее, на окраинах сохранялось язычество.
Интересно, что Повесть временных лет указывает на то, что после крещения князь Владимир избавился от слепоты, что навсегда укрепило его веру в Бога. Христианство стало формально религией Руси. Перестали жечь огни Перуна. Но еще долго на окраинах Руси молились Даждьбогу, Ярило, Сварожичу. Естественно, что принятие христианства сыграло важную роль в дальнейшем развитии земель Руси. Христианство позволяло встать на ноги феодалам. Христианство учило подчинению власти и освещало вопрос феодальной собственности .
Христианство укрепляло власть государя и единство Киевской Руси как территории. Русь, которая приняла христианство и отвергла язычество, теперь вставала наравне с другими странами, в которых было христианство. Русь расширила свои международные связи.
С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри, спустя несколько десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными. А через 1,5-2 века они уже играли важную роль в жизни страны. В 1051 г. преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси.
Что такое «монастырь»? Слово это греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория, принадлежащая такой общине). Митрополит Макарий определял монастырь как «Обители, пристанища для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам».
Монах же - это одинокий, уединенно живущий человек, давший обет вести аскетическую, т.е. полную воздержания жизнь в монастыре в соответствии с требованиями монастырского устава.
Сохранению национального самосознания, национальной культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. За последующие полтора столетия открылось около 300 новых монастырей, а в один лишь XVII век - 220. Процесс возникновения все новых и новых монастырей (как мужских, так и женских) продолжался вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. К 1917 году их стало 1025.
Содействуя распространению и укреплению христианства, монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. При обителях существовали богодельни, больницы, сиротские приюты, школы, семинарии.
Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.
Монастыри сыграли также большую роль в формировании духовности и в культурном развитии русского народа.
Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране - как, впрочем, и в других странах христианского мира - обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.
Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов.
На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью.
Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман основали Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на островах в Ладожском озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского полуострова.
Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи.
Задачами деятельности монастырей, в частности киевских и владимирских, и большими возможностями таких центров феодальной культуры определялась их деятельность как высшей школы для подготовки епископов - церковных администраторов первого ранга в древнерусских княжествах, куда входили практически все вопросы идейной, церковной, семейной жизни населения этих княжеств.
Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были вклады. Сюда приносили фамильные реликвии обедневшие потомки удельных князей, не выдержавшие неравной борьбы с окрепшей великокняжеской властью. Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто использовали влиятельные монастыри в политических целях. Причинами вклада в сокровищницу монастыря могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и просто на помин души. На территории монастырей, у их соборов и церквей иногда хоронили знатных людей, при погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли личные вещи покойного, икону, снятую с гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Среди вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, «государева двора разных чинов люди», городские дьяки, монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.
На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения. Не случайно на многих из них было написано: «А не отдати никому». Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами.
Значительным явлением в истории духовного образования стало ученое монашество, хотя свое полное развитие оно получило не сразу. Ученые монахи занимали, как правило, должности ректоров и префекторов (инспекторов). Получалось, что руководящие административные и педагогические функции в деле духовного образования находились в руках ученых монахов. Работа в школе при этом была, по сути говоря, единственным монашеским послушанием, которое возлагалось на ученых монахов.
Пользовались известностью монастырские собрания в Москве и Сергиевом Посаде, в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле; в этих городах составились уникальные коллекции русской иконописи XV-XVI вв.
Тема настолько многогранна и необъятна, что в заключении можно перечислить лишь некоторые ее аспекты. Начиная с принятия христианства и появления первых монастырей, они становятся центрами распространения и укрепления православия. В литературе высказывалась точка зрения, согласно которой русские как единый этнос родились с христианизацией населения, а до этого они были разными народностями: славянами, балтами, варягами и т. д.
Если на первоначальном этапе развития преобладали городские монастыри, то в XIV-XV вв. монахи все больше проникали на север в глухие малообжитые места и там основывали свои пустыни. Строгость жизни, слава подвигов привлекали сюда не только богомольцев и вкладчиков, но и крестьян, селившихся вокруг богатевшей обители как религиозной и хозяйственной своей °поры, рубили лес, ставили деревни и починки. Именно так складывалось широкое колонизационное движение.
Монастыри были культурными центрами страны. Тратились значительные средства на сооружение культовых зданий, имевших высокое художественное значение. До нас дошли блестящие архитектурные ансамбли Соловецкого, Троице-Сергиева, Иосифо-Волоколамского монастырей.
Некоторые из них укреплялись и имели оборонное значение (Соловецкий). В обителях хранилось и создавалось множество произведений искусства, живописи, мелкой пластики. Достаточно напомнить, что с именем художника Дионисия и его школы связан ряд крупных монастырей конца XV – начала XVI в. Это великолепные стенные росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, дошедшие до нас. Он же работал над росписью Пафнутьево-Боровской обители, создавал фрески и иконы для Успенской церкви и трапезной Иосифо-Волоколамского монастыря.
В 1481 г. он написал деисусный чин для храма Спасо-Каменного монастыря и создал цикл икон для Павло-Обнорской обители. Его философское мировоззрение, эстетика, торжественный апофеоз света нашел отражение в 17 иконах деисусного ряда в Ферапонтове монастыре. Крупные монастыри стремились приглашать со стороны, в том числе из Москвы, наиболее выдающихся мастеров-иконописцев и ювелиров для исполнения крупных заказов, в то время как творчество местных мастеров носило подсобный характер.
Так, Святые ворота Кирилло-Белозерского монастыря расписывали иконописцы из Москвы, а иконы на Соловках имеют явно новгородскую ориентацию. В Кирилловской обители находился один из центров деревообработки. В токарных мастерских кирилловские резчики изготовляли посуду, знаменитые по всей Руси ложки с вставками из моржовой кости, а также совершенные по мастерству резные иконы, кресты, створки складней. В монастырях хранились блестящие по технике изготовления и художественному вкусу плащаницы, пелены, хоругви и т. д. В основном это вклады. Не исключено, что подобные вещи исполнялись и в женских монастырях. В числе пожертвований от бояр, князей, царей были искусные золотые и серебряные изделия.
К началу XVII в. монастырское хозяйство отличалось большей устойчивостью, чем светское, оно было более вовлечено в товарно-денежные отношения, в монастырях скапливались значительные суммы денег. Крупнейшие монастыри того времени: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоцкий, Соловецкий – играли ощутимую роль в общественном производстве, были сильными хозяйственными единицами и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи.
Объектом исследования являются монастырские школы Древней Руси.
Предмет исследования – особенности развития и функционирования монастырских школ Древней Руси.
Целью данной работы является рассмотрение специфики монастырских школ Древней Руси.
Задачи исследования:
- изучить влияние христианства на становление культуры и монастырских школа Древней Руси;
- описать особенности функционирования монастырских школ в мире, на Руси;
- проанализировать значение монастырских школ в воспитании и образовании.
Хронологические рамки исследования. С XI века и по XIX вв (сравнение монастырских школ Древней Руси и школами России).
Территориальные рамки исследования. Мы рассматривали монастырские школы и Запада, и Древней Руси.
Историография.
Изучением становления монастырского образования занималось огромное количество авторов.
Общий очерк истории монастырей, основанный на широком привлечении разнообразных источников, в том числе и неопубликованных, впервые вводимых в научный оборот, дается в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) . Опубликованная более ста лет назад, она сохраняет актуальность и для науки сегодняшнего дня, хотя с тех пор появилось значительное число публикаций источников и глубоких исследований, посвященных отдельным периодам, явлениям, событиям истории Церкви, монастырей и монашества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники
1.1. Амвросий Медиоланский, свт. Изъяснение 118-го псалма // Цветник духовный: Мысли и изречения святых и великих людей. М.: Дар, 2011.
1.2 Баришанская M.M. Монастырские школы // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.Г. Панова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993–1999. Т. 2. С. 588.
1.3 Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах // Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 149–223.
1.4 Василий Кинешемский, сщмч. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Духовное преображение, 2016.
1.5 Владимир Киевский и Галицкий, сщмч. О необходимости, сущности и начале воспитания // Православное воспитание. Афоризмы и поучения / Сост. А.М. Яций. М.: Паломник, 2007. С. 46–52.
1.6 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви//https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-russkoj-tserkvi-tom-1-chast-1-period-pervyj-kievskij-ili-do-mongolskij/ (дата обращения 18.05.2020)
1.7 Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего: Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского / пер. с англ. И. Багров и др. 5-е изд., испр. и доп. М.: Российское Отделение Валаамского общества Америки, 2001.
1.8 Иоанн Златоуст, свт. О тщеславии и о том, как должно родителями воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья / сост. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш: в 2 т. М.: Аспект Пресс, 1994. Т. 1. С. 173–195
1.9 Иоанн Златоуст, свт. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни: Слово третье: К верующему отцу // Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского в русском переводе: в 12 т. СПб.: Издание СПбДА, 1898–1906. Т. 1, ч. 3. С. 179–124.
1.10 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1// https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-1/ (дата обращения 18.05.2020)
1.11 Кирилл (Зинковский), иером. Старческое служение в учении и жизни Церкви: Курсовое сочинение. СПб.: Духовная Академия, 2002.
1.12 Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: в 6 т. / адаптир. пер. с фр. Т. 3. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. Т. 3. URL: http://stsl.ru/news/all/pamyatprepodobnogo-efrema-sirina-17 (дата обращения: 18.05.2020).
1.13 Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития. Диссертация на соискание научной степени доктора богословия. М., СПб., 2014.
1.14 Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской церкви// https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/ (дата обращения 18.05.2020)
1.15 Порфирий Кавсокаливит, преп. Цветослов советов. Святая Гора Афон, 2008.
1.16 Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова / пер. с греч иер. Василия Петрова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006
1.17 Смолич И. К. История Русской Церкви// https://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/istorija-russkoj-tserkvi-1700-1917/ (дата обращения 18.05.2020)
1.17 Тихон Задонский, свт. О христианских обязанностях родителей, детей и супругов / сост. Д. Иванов. М.: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2011.
2. Литература
2.1 Афониада — школа на Святой Горе. URL: http://www.odigitria.by/2016/09/02/afoniada-shkola-na-svyatoj-gore-kak-vospityvayutbudushhix-monaxov/ (дата обращения: 18.05.2020)
2.2 Вернадский Г.В. История России (Киевская Русь) [Текст] / Г.В. Вернадский. — М., 1996
2.3 Восторгов И., прот. Подвижничество и монашество // О монашестве: в 2 т. Ровно: Мелиса, 2006. Т. 1. С. 411.
2.4 Дивеевская тайна и предсказания о Воскресении России: Преподобный Серафим Саровский Чудотворец / сост. Е. Поселянин. М.: Вече, 2011.
2.5 Жития русских святых. Патриаршее подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе. М.: Сибирская благозвонница, 2003.
2.6 Карпов А.Ю., Юрьев А.А. Самые знаменитые святые и чудотворцы России. - М.: Вече, 2001. - 512 с. (Самые знаменитые.)
2.7 Кром М.М. Рождение государства: Московская Русь XV–XVI веков. - М.: Но-вое литературное обозрение, 2018. 256 с.
2.8 Кириллин В. М. О книжности, литературе, образе жизни Древней Руси. М.: РАН, 2013.
2.9 Конюхов Дм., прот. Возникновение исихастской педагогики //Вестн. Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13. Вып. 3. С. 213–221.
2.10 Курбатов Г.Л. Христианство: Античность Византия Древняя Русь /Г.Л. Курбатов. — М., 2016.
2.11 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы /Избранные работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 1.
2.12 Низовский А.Ю. Самые знаменитые Монастыри и Храмы России. - М.: Вече, 2000. - 464 с. (Самые знаменитые.)
2.13 Словарь русского языка: В 4-х т. /АН СССР, ин-т русского языка; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е издание, исправленное и дополненное: Русский язык, 1981-1984. Т. 2 К-О. 1982. 736 с.
2.14 Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Библиотека СПбДА. Машинопись, 1986
2.15 Сизенко А.Г. Великие женщины великой России. Ростов-на-Дону: Владис, 2010.